пятница, 15 мая 2020 г.

Лучшее итоговое сочинение по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", тема 2


Почему нельзя убивать старуху, которую очень хочется убить?
Казалось бы, глупый вопрос, можно или нельзя убить. Все прекрасно понимают, что убивать человека нельзя, и в Библии про это написано, и в Уголовном кодексе. Мы с детства прививаем эту мысль каждому, часто даже не объясняя, а просто ставя перед фактом. Ведь зачем доказывать что-то настолько очевидное, и без того ясное на интуитивном уровне? Но тогда почему же можно и даже нужно убивать других во время войны? Почему в некоторых странах до сих пор существует смертная казнь? Да и вообще, почему только человека? Из-за чего вполне нормально прихлопнуть какого-нибудь комара или просто случайно залетевшую муху, почему можно на охоте пристрелить зайца, почему детям прощается в шутку убитая птица или кошка? Как так вышло, что подавляющее большинство приключенческих книг, игр, фильмов и всего подобного строится именно на том, что герои уничтожают монстров/инопланетян/кого угодно, неприятного нам? А если есть тысяча причин за и ни одной против - тогда можно убить человека? А если это твой долг, твоя судьба?
Нам довольно легко принять убийство существа другого вида, не похожего на человека. Его может быть жалко, или же наоборот, мы можем быть рады его смерти. Но в любом случае это не будет таким же потрясением, как смерть кого-то такого же, как мы. И даже когда убийство людей не порицаемо в том или ином обществе, то только потому, что подсознательно в этом обществе их не считают людьми, такими же, как они, равными им. Каждая война строится на создании образа врага, монстра, нелюдя. Так или иначе другого существа, хуже, чем мы, ниже, чем мы. Существа "ошибочной" религии, "грязной" нации, "вредительской" политической позиции. Подойдет любой признак, возведенный в культ и не терпящий отклонений. И тогда это уже не люди, их жизнь уже не так же ценна, как наша, их можно и даже нужно убивать, от этого всем будет лучше. Вытравить крыс или тараканов из собственного дома вполне правильно, а пойти в лес и одолеть жуткого монстра - подвиг. Мы имеем право их убить, мы должны это сделать. Ведь они хуже, опаснее, бесполезнее. А иногда наоборот, больной разум в ком-то другом может найти бога, запертого в "низком" человеческом теле, и посчитать его убиение - освобожением, благом для самой жертвы.
Так почему же нельзя убивать старуху, даже если очень хочется? Ответ на этот вопрос мы находим в романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". И ответ этот очень прост - ради себя же самого. Банально потому, что если ты сам еще остаешься человеком, ты не сможешь принять и пережить убийство другого, даже самого жалкого, бесполезного, но все еще человека. Это можно назвать эгоизмом, заботой о собственной спокойной совести и чистой душе. И на это не влияют ни логические цепочки, ни множество "за". Они всегда будут либо попыткой самообмана, либо поиском поводов. Раскольников на самом деле не смог полностью увидеть в старухе-процентщице "тварь дрожащую", существо ниже его, жизнью которого он может распоряжаться без убийства собственной души. А он честно старался, в надежде оказаться выше обычных людей, стать "право имеющим". Нашел старую злую бабку, которую сегодня не убить - так завтра сама помрет, гадкую, уже и на человека не слишком похожую. Привел самому себе огромное количество аргументов, почему ее можно убить, в деталях распланировал, как именно благодаря этому он спасет множество людей, сделает мир лучше. Он даже нашел подтверждение этому в словах других людей. Казалось бы, верх рациональности и выгоды. Но вот свое подсознание он изменить так и не смог. Его разум ликует, стремясь отказаться от человеческого, стать вершащим историю, в некоторой степени равным богу, но при этом он все равно идет на убийство как на собственную казнь. Главный конфликт героя - борьба его разума и его души, его больных, но логичных идей против иррациональных, но все еще человеческих чувств. И ее окончание происходит не после убийства старухи, не после признания, а лишь в самом конце, на каторге, только после того, как герой сам оказывается на грани жизни и смерти во время болезни. Только после этого его борьба с самим собой прекращается. А он воскресает. Воскресает как человек, разум которого наконец един с его сердцем. Для этого было мало осознания себя "тварью дрожащей". Недостаточно каторжных мучений тела, недостаточно сострадания другого человека. Только с помощью любви он смог наконец понять, насколько ужасна и бессмысленна сама концепция его теории, что не существует людей, имеющих право отбирать чью-то жизнь, что невозможно найти истину в себе, а кроется она в этой самой любви - к Богу, к ближнему, к миру - и смог получить и искреннее раскаяние, и счастье.
Другим примером, являющимся одновременно и схожим, и противоположным предыдущему, я считаю одну из "Маленьких трагедий" Пушкина - "Моцарт и Сальери". Ее герой, Сальери, не может принять несоответствие гения Моцарта с его телом, образом жизни, характером. "Ты, Моцарт, недостоин сам себя", - говорит он другу. Он находит в музыке Моцарта Бога, которого искал всю жизнь. Но если его музыка - божество, то его тело праздного гуляки и безумца, по-настоящему не осознающего значимость собственных творений - осквернение этого самого божества. Худшее, чем плохой художник, "пачкающий" Мадонну Рафаэля, хуже шута, пародирующего "Божественную комедию" Данте. И тогда Сальери решает, что убийство этой физической оболочки - его судьба, и он избран выполнить это ради спасения всех, и Моцарта в первую очередь. Он делает это не из зависти или ненависти, а во имя идеи, долга. Пьеса заканчивается вопросом, и мы не можем узнать, раскаялся ли Сальери, или же образ божественного полностью стер осознание человечности Моцарта из сознания Сольери. Но самим себе мы ответить можем. И мой ответ - отравление было самой огромной ошибкой, заблуждением в жизни Сальери. Он уничтожил человеческое не в Моцарте, а в самом себе. Он перестал быть человеком - Антонио Сальери, композитором и гением, и стал Сальери - убийцей Моцарта.
В обоих этих произведениях я нахожу для себя ответы на те многочисленные вопросы, которыми задавалась в начале. С идеалистической точки зрения, распоряжение чужой жизнью, убийство любого живого существа ужасно и непозволительно. Но так как человечеству все еще далеко до принятия этого, самое главное для нас - и для всего вида в общем, и для каждого индивидуума в частности - не переставать видеть в других людях людей, тех же существ, что и мы сами, независимо ни от чего. Ни от каких признаков, обстоятельств, выгоды или долга. Не ставить ни выше, ни ниже. Так никакую старуху убивать по-настоящему никогда и не захочется.


Комментариев нет:

Отправить комментарий