Жанры
сочинений старшеклассника: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия,
очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия. Напоминаем вам главные
признаки этих жанров:
·
рассказ – небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее
развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни
героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего,
имеет одну сюжетную линию;
·
сказка – эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового
характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные,
социальные проблемы;
·
письмо – эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое
произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к 3
определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому
кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению
действительности;
·
дневник – форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или
вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в
хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста
на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда
ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными
интересами автора;
·
заочная экскурсия – 1. Разновидность текста-описания, объектом которого
является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка,
посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных
долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения;
·
очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается
большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует
реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении
прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит
непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка —
писание с натуры;
·
репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о
каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В
композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание
места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика
события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее
точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская
оценка события, которому посвящен репортаж);
·
интервью – жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и
интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями
мнениями), представляющей интерес для публики;
·
слово – литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или
послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного
характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего
«слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в
4 письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным
произведением;
·
эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой
какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или
предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений,
раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора;
·
рецензия – критическая статья или заметка, в которой содержится критический
разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и
т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия,
оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку,
называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления –
книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить
отношение рецензента к исследуемому произведению
Комментариев нет:
Отправить комментарий